НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ

Агрегат насосный – комплекс устройств, состоящий из соединенных между собой насоса или нескольких насосов, приводящего двигателя и передачи. Нормативным документом, определяющим термин насосный агрегат, является ГОСТ ISO 17769-1-2014 «Насосы жидкостные и установки», а также ГОСТ 17398-72 «Насосы. Термины и определения».

Насосный агрегат может быть стационарным, устанавливаемым на фундамент, в скважину или другие места, либо может быть передвижным, смонтированным на ходовой тележке или шасси. По типу двигателя различают электронасосные  агрегаты (приводящий двигатель – электродвигатель), турбонасосные агрегаты (приводящий двигатель – гидро/пневмо турбина), дизель-насосные агрегаты (приводящий двигатель – дизель), мотонасосные агрегаты (приводящий двигатель – карбюраторный двигатель). Первые насосные агрегаты были описаны Цейзингом в 1613 году и имели привод от водяного колеса. На рубеже 17 и 18 века усилиями Т.Севери и Т.Ньюкомен появились принципиально новые агрегаты, которые использовали давление водяного пара и атмосферного воздуха. С начала 20 века широкое распространение получили электроприводные агрегаты.

Насосные агрегаты, которые имеют небольшую мощность, выпускаются в виде моноблочной конструкции с корпусом, в котором некоторые узлы двигателя и насоса являются общими. В немоноблочной конструкции насос и двигатель соединены с помощью муфты (полужесткая, фрикционная) или через передачу с постоянным или регулируемым отношением скоростей вращения валов. Применяются ременные передачи с простыми или ступенчатыми шкивами, индукционные (электромагнитные) муфты скольжения и др.

Насосный агрегат, как правило, входит в состав насосной станции или насосной установки.